Rambler's Top100
Институт горного дела СО РАН
 Чинакал Николай Андреевич Знак «Шахтерская слава» Лаборатория механики деформируемого твердого тела и сыпучих сред Кольцевые пневмоударные машины для забивания в грунт стержней
ИГД » Структура института » Научные подразделения » Лаборатория рудничной аэродинамики

Лаборатория рудничной аэродинамики

Основана в 1976 г. к.т.н. А. Т. Горбачевым и называлась «Лаборатория рудничной аэрогазодинамики». В 1979 году из этой лаборатории выделилась лаборатория рудничной аэродинамики, которую возглавил д.т.н., проф. Н. Н. Петров. С 2003 г. по декабрь 2020 г. лабораторией руководил д.т.н. Н. А. Попов. В настоящее время заведующим лабораторией является к.т.н. Е. Ю. Русский. Наиболее известными разработками коллектива являются тоннельные и шахтные осевые вентиляторы с поворотными на ходу лопатками рабочего колеса.

Основные направления деятельности

  • Разработка научных основ автоматизации проветривания шахт, рудников и метрополитенов с целью повышения безопасности и снижения энергопотребления на вентиляцию.
  • Аэродинамика реверсивных и регулируемых осевых вентиляторов с поворотными на ходу лопатками рабочего колеса.
  • Разработка научных основ проектирования крупных осевых вентиляторов для главного проветривания шахт, рудников и метрополитенов.

Важнейшие результаты фундаментальных исследований

  • На основе дискретных вихрей разработана методика и решена обратная задача обтекания двойной решетки тонких профилей рабочего колеса осевого вентилятора потоком идеальной несжимаемой жидкости, в которой учтены дополнительные условия: 1 — постоянство суммарных циркуляций для всех цилиндрических сечений решетки; 2 — безударность входа потока в решетку; 3 — минимизация крутящего момента центробежных сил, действующего на лопатку. Приведены расчеты геометрии лопаток рабочих колес аэродинамических схем АМ-17А, АМ-19А, АМ-19А1, АМ-25А шахтных и АМ-25, АМ-27 тоннельных осевых вентиляторов.
    С учетом теоретических и экспериментальных данных разработана и апробирована методика расчета аэродинамических характеристик осевых вентиляторов со сдвоенными листовыми лопатками рабочего колеса
  • Расчетные аэродинамические характеристики вентилятора ВО-30ВК (схема АМ-17А)
    Аэродинамическая схема «колесо+спрямляющий аппарат»;
    ΨT, Ψ — коэффициенты теоретического и полного давления вентилятора; Ψ´S — коэффициент статического давления вентиляторной установки; η, η* — полные КПД вентилятора; η´S — статический КПД установки; Ψa — среднерасходная скорость потока; Ψap — среднерасходная скорость потока в расчетной точке

  • Разработан и апробирован метод оптимального выбора типа аэродинамических схем и обоснования областей рациональных расчетных параметров для нового ряда шахтных осевых вентиляторов, в котором в качестве основных критериев и ограничений приняты: статический КПД вентиляторной установки не менее 0.8; коэффициент теоретического давления вентилятора не более 0.8. Найдены области рациональных расчетных параметров по давлению и расходу воздуха для нового ряда шахтных осевых вентиляторов с диаметрами рабочих колес 2100, 2400, 3000 и 3500 мм, позволяющие на стадии проектирования оценить эффективность вентиляторной установки при заданных вентиляционных параметрах в диапазоне статических давлений 50–450 даПа и производительностей 50–425 м3/с, выбрать базовую и дополнительные аэродинамические схемы рабочего колеса вентилятора.
  • Разработаны математические модели и алгоритмы расчета температуры смеси воздуха и пожарных газов в тоннеле метрополитена, в которых учтены условия теплового баланса по длине тоннеля. Найдены зависимости изменения температуры пожарных газов от расстояния между очагом горения и перегонной вентиляционной камерой. Установлено, что при горении хвостового вагона температура пожарных газов, нагревающих дымоудаляющие вентиляторы, не достигает предельно допустимого значения 60°С, если поезд находится на расстоянии более 300 м от вентиляционной камеры. В случае горения двух вагонов это расстояние составляет 550 м.
  • Зависимость температуры смеси пожарных газов и свежего воздуха на входе в вентиляционную камеру при различном удалении от нее горящего поезда

Важнейшие результаты прикладных исследований

Совместно с институтом «Аэротурбомаш» разработаны реверсивные и регулируемые на ходу тоннельные вентиляторные агрегаты вертикального и горизонтального исполнения с параметрами по производительности от 20 до 80 м3/с, по давлению от 100 до 700 Па. Механизм поворота лопаток рабочего колеса вентилятора обеспечивает пределы изменения угла установки лопаток: при регулировании производительности — от 15° до 45°; при реверсировании потока воздуха — от 15° до 135°.

Вентиляторные агрегаты предназначены для оборудования вентиляционных камер станции «Березовая роща» Новосибирского метрополитена.

1 — рабочее колесо вентилятора; 2 — обтекатель-коллектор; 3 — лопатки спрямляющего аппарата; 4 — электродвигатель асинхронный; 5 — шиберующий аппарат; 6 — механизм поворота лопаток на ходу рабочего колеса; 7,8,9 — винтовые электроприводы, соответственно, механизма поворота лопаток РК, тормоза и шиберующего аппарата

Расчетные аэродинамические характеристики вентиляторного агрегата ВО-21К(в), при n=500 об/мин, выполненного по аэродинамическим схемам:
а) АМ-25 (высоконапорная); б) АМ-27 (средненапорная)


Версия для печати  Версия для печати (откроется в новом окне)
Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт горного дела им. Н.А. Чинакала
Сибирского отделения Российской академии наук
Адрес: 630091, Россия, Новосибирск, Красный проспект, 54
Телефон: +7 (383) 205–30–30, доб. 100 (приемная)
Факс: +7 (383) 205–30–30
E-mail: mailigd@misd.ru
© Институт горного дела им. Н.А. Чинакала СО РАН, 2004–2024. Информация о сайте